Игровые поля
« Без игры нет, и не может быть полноценного
умственного развития.
Игра- это огромное светлое окно, через
которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире. Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»
/В.А. Сухомлинский/
Значение игровой
деятельности для детей дошкольного возраста.
Этап дошкольного детства играет
значительную роль в проявлении творческих возможностей малыша, пробуждении
самостоятельности, становлении и развитии личности человека в целом. Ведущей
моделью поведения и освоения мира для ребёнка, безусловно, является игра. Во
время игры малыш знакомится и общается с другими детьми, учится дружить и
выстраивать отношения, подражает взрослым, осваивает неизвестное, познаёт, что
такое хорошо и что такое плохо.
Требования ФГОС ДО к организации
игровой деятельности дошкольников:
В пункте 2.7 Игра
определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, его
многогранного развития во всех образовательных областях, указывает на
конкретные особенности игрового процесса дошкольника в зависимости от
возрастной категории.
В пункт 4.6 Оговаривается
важность развития игровой деятельности в становлении
социально-нормативных основ поведения ребёнка, а также в повышении
эффективности образовательного процесса.
В пункте 3.2.5 Указываются
требования для создания условий для свободного выбора детьми деятельности,
инициативы и самостоятельности в разных ее
видах ( игровой, исследовательской, познавательной и т.д.), поддержки
спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и
пространства.
Пункт 3.3.5 разрешает
образовательной организации самостоятельно определять игровое оборудование.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде
в соответствии с ФГОС ДО:
Насыщенная
Трансформируемая
Полифункциональная
Вариативная
Доступная
Безопасная
Игровое поле- универсальный,
мобильный и многофункциональный макет игрового пространства ( «островок игры»).
Игровое поле может объединять в себе сюжетно-ролевые, режиссерские, строительные
игры.
Цель: развивать творческий потенциал детей,
побуждающий самостоятельно
создавать свое игровое пространство.
Задачи:
*Создать условия для самостоятельной игровой деятельности.
*Формировать навыки совместной игры, сотрудничества
и сотворчества.
*
Обучать подбору и изготовлению игрового материала.
*Развивать личность во всех образовательных областях.
*
Взаимодействовать с семьей в творческом развитии детей.
Требования к
игровому полю:
*Игровое поле – это подвижная, легко переносимая
конструкция, позволяющая детям самостоятельно создавать своё игровое
пространство.
*Должно всегда быть доступным и служить длительное время.
*Может быть изготовлено из различных материалов
(линолеум, тонкая фанера, плотная ткань), но всегда эстетично оформлено.
Персонажи и
аксессуары:
*Действующие лица: люди, животные,
сказочные персонажи.
*Наборы
игрушек (по теме игры).
*Природный материал(ракушки, камешки,
шишки, и т.п.)
*Предметы-заместители, бросовый материал
.
Этапы создания игрового поля:
1этап.(подготовительный)
Обогащение личного опыта детей, подбор игрового материала и аксессуаров.
2этап.Изготовление
основ игрового поля, наполнение его игровым материалом, начало игровой
деятельности.
3этап. Развитие и
активизация игры, дополнение новым материалом, предметами-заместителями,
возможно объединение нескольких игровых полей.
Тематика игровых
полей.
Тематика игровых полей разнообразна:«Морское
дно», «Космос», «Улицы города»,«Зоопарк», «Путешествие на Север», «Играем в
сказку» и т.д.
Тематика может соответствовать теме недели
, запросам и интересам детей.
Роль педагога.
Взрослый выступает как партнер по
общению, который стремится и устанавливает равноправные взаимоотношения. Он
уважает право ребенка на инициативу, собственное мнение, творчество.
Значение игровых
полей
- Объединяют процессы обучения и
воспитания.
- Расширяют знания детей в различных
областях.
- Развивают фантазию, творческую
активность детей.
- Пробуждают у детей интерес к
совместной деятельности, общению со сверстниками, желание добиваться общего
положительного результата.
Взаимодействие с
родителями.
*
Консультации: «Уголок игры», «Как организовать игровое поле в домашних
условиях»
* Круглый стол «Игра – дело серьезное»
* Организация конкурса на лучшееигровое
поле, выполненное своими руками.
* Совместная подготовка материала для
игры.
*
Фото и видео презентации.
Описание проекта «Кто одежду людям шьет? Ну, конечно, не пилот!»
Тема проекта: «Профессии в ателье»
Участники проекта: педагоги, родители, дети старшей группы «Василёк» МАДОУ «ДС №477 г. Челябинска».
Руководители проекта: Сартакова Н.В., Перминова Е. И.
Продолжительность: 2 месяца.
Тип проекта:
а) по составу участников – подгрупповой (дети, педагоги), групповой (дети, педагоги, родители);
б) по целевой установке – познавательно-творческий;
в) по срокам реализации – краткосрочный.
Цель проекта:
ДЛЯ ДЕТЕЙ:
Узнать о различных профессиях работников ателье и месте их работы.
ДЛЯ ПЕДАГОГА:
Расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. Развивать умения применять в игре знания о способах измерения. Развивать диалогическую речь детей. Воспитывать уважение к труду швеи, закройщика, модельера, расширять представление о том, что их труд коллективный, что от добросовестной работы одного человека зависит качество труда другого. Создать атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Ателье».
Задачи
проекта:
Задачи проекта для детей |
Задачи проекта для педагога |
Задачи проекта для родителей |
1. Узнать, какие профессии есть в ателье 2. Узнать об инструментах,
которыми пользуются работники ателье 3. Научиться пользоваться ими 4. Узнать о различных видах
ткани 5. Познакомиться с правилами раскроя ткани 6. Учиться договариваться и
работать в группе 7. Презентовать родителям результаты своей работы |
1. Создание тематической
подборки (картинки и наглядно - демонстрационный материал) по теме «Профессии
работников ателье» 2. Познакомить детей с правилами безопасности (алгоритм) при работе с ножницами, иглой, иглой, швейной машины, булавками, утюгом 3. Познакомить детей с новыми словами: наперсток, лекало, выкройка, сантиметровая лента, манекен 4. Собрать коллекцию тканей 5. Привлечь родителей к проекту 6. Оформить результаты проекта для родителей в форме презентаций и создать книги «Профессии ателье», «Мои любимые наряды» |
1. Организовать беседы о профессиях ателье, пошиве одежды дома 2. Подобрать фотографии из семейного архива для мини-альбома «Мои
любимые наряды» 3. Рассказать дома о правилах безопасности при использовании
швейных инструментов. 4. Научить детей пришивать пуговицы. 5. Познакомиться с презентацией результатов проекта.
|
Ожидаемый
результат
Для детей: |
Для родителей |
Для педагога: |
1. знания о разнообразии профессий работников ателье, их назначении, особенностях деятельности; 2. использование в речи новых слов; 3. расширение знаний о видах тканей и их свойствах; 4. развитие интереса к выполнению творческих заданий. |
1.успешное взаимодействие со своими детьми; 2.повышение психолого-педагогических компетенций.
|
1. совершенствование предметно-развивающей среды по теме проекта; 2. создание условий для совместной работы с родителями по расширению знаний детей о профессиях; 3. повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми. |
Актуальность
и значимость:
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу.
Поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.
Ориентация
в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной
адаптации ребёнка.
В
старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития
детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых
людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с различными профессиями
обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его
ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие половых познавательных
интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Воспитатели
заметили интерес детей к профессиям ателье и решили использовать его для
реализации проекта. Дополнительно в ходе
проекта планировалось пополнить атрибуты для сюжетно- ролевой игры «Ателье».
Формы
работы с детьми:
- Организация бесед по теме «Профессии ателье» и
др.
- Чтение литературных произведений.
- «Город
добрых дел» Р. Скарри
- «Кем быть?» И. Карпова (серия книг о профессиях)
- «А что у вас?» С. Михалков
- «Кем
быть?» В. Маяковский
- Г.Х
Андерсен «Новое платье короля»
- Братья Гримм «Храбрый портняжка»
- Русская народная сказка «Золотое веретено»
- К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»
- З. Воскресенская «На кончике нити»
- Н.Носов «Заплатка»
- А.Барто «Сто одёжек»
- Б. Заходер «Портниха»
- А. Шибаев «Какая одежда»
- А. Кардашова «Не растут, к несчастью, брюки... »
- загадки «Мамины помощники»
- Организация сюжетно-ролевых игр «Ателье», «Звонок в ателье», «Ярмарка одежды», «Сошьем наряд для
куклы».
-
Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Заяц - портной »
(знакомство с понятием «размер одежды»)
-
Создание коллекций тканей, пуговиц, ниток.
Формы
работы с родителями:
- Консультирование родителей по текущим вопросам.
- Совместное изготовление альбомов «Мои любимые
наряды»
Методическое
сопровождение проекта:
- Составление плана работы, конспектов бесед,
презентаций.
- Консультативный материал для родителей.
- Подборка произведений для чтения детям.
Методы и
приёмы работы:
-
словесные: беседы, консультации для родителей, чтение художественной
литературы, объяснения, похвала, диалог;
- наглядные: использование иллюстраций, картин;
- игровые: дидактические, сюжетно-ролевые игры;
- сотворчество: взаимодействие педагогов, детей и родителей в едином
творческом процессе.
Оборудование:
- швейные машинки;
- журналы мод;
- швейные инструменты
(сантиметровая лента, нитки, образцы ткани и др);
- фурнитура;
- выкройки
- бланки заказов;
-«манекен».
Этапы работы:
1 этап. Подготовительный.
1. Беседы с детьми о
профессиях родителей, о том какие профессии они знают.
2. Консультация для
родителей.
3. Подбор
демонстративного материала, дидактических игр, атрибутов для сюжетно- ролевых
игр, картинок- раскрасок по темам «Швейные
принадлежности», «Портной», «Модельер одежды».
2 этап. Основной.
1. Беседы с детьми «Профессии
работников ателье, их особенности, орудия труда, необходимых для каждой
профессии. Значимость этих профессий», «Откуда пришли
ткани» «Предметы, украшающие одежду», «Как ухаживать за своей одеждой».
2. Рассматривание
детьми иллюстраций по теме, беседы об увиденном.
3. Проведение дидактических игр «Угадай профессию человека по одежде», «Мы- закройщики», «Мы- портные», «Хорошо- плохо» (упражнение с использованием технологии ТРИЗ на закрепление инструментов, используемых в ателье, и правил безопасного обращения с ними), «Подбери наряд для бумажной куклы» (подходящий по сезону, подходящий ситуации), «Подбери подходящее» (упражнение на умение подбирать ткани подходящие по цвету и фактуре, подбирать подходящие по цвету пуговицы к ткани), «Собери куклу Катю на прогулку» «Найди пару», «Четвертый лишний», «Делаем раскрой» (развитие умения экономного расходования ткани и закрепления правил раскроя).
4.Создание альбомов «Мои любимые наряды» (совместное творчество детей и родителей).
5. Создание презентации «Мы- маленькие модницы группы «Василёк» (Приложение)
6. Создание картотеки стихов, загадок, скороговорок, пословиц и поговорок, литературных произведений по теме «Профессии работников ателье», «О швейном деле». (Приложение)
7. Экскурсия в ателье, магазин «Швейные
машины», магазин «Ткани» (совместно с родителями).
8. Экскурсия в прачечную детского сада (знакомство с инструментами утюг, швейная машина; трудовыми действиями по ремонту и маркировке белья, полотенец и салфеток в детском саду)
9. Создание коллекций тканей, пуговиц, ниток, моделей одежды по сезонам.
10. Пополнение развивающей предметно- пространственной среды новым материалом.
11. Создание условий для сюжетно- ролевых игр. Примерные игровые действия: выбор и обсуждение модели модельером, подбор материала; закройщики снимают мерки, делают выкройку; приемщица оформляет заказ и определяет сроки выполнения заказа; швея выполняет заказ, проводит примерку изделия; заведующая ателье следит за выполнением заказа, разрешает конфликтные ситуации при их возникновении; кассир получает деньги за выполненный заказ; может действовать служба доставки.
3 этап. Заключительный.
1. Подведение итогов проектной деятельности. Презентация результатов проекта родителям.
2. Создание в группе необходимых условий для дальнейшего знакомства с профессиями.
Результаты
проекта:
Проект реализовал поставленные задачи.
Результаты
свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей о труде работников
ателье (знание направленности и структуры конкретных трудовых процессов,
понимание ценности труда людей разных профессий, умение переносить знания о
содержании и структуре труда взрослых на собственную трудовую деятельность,
понимание значимости своего труда, безопасности
пользования инструментами).
Дети научились работать с тканью и иглой, многие научились пришивать пуговицы. Представления детей о труде работников ателье обогатились конкретными навыками и умениями. Воспитанники используют полученный опыт в совместной игровой деятельности.
В ходе реализации
проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская
деятельность воспитателей, детей и родителей. Обогатилась развивающая
предметно- пространственная среда. Родители получили немаловажный опыт, который
позволяет помочь детям успешно социализироваться, развивает умение
сотрудничать, трудолюбие, целеустремленность.
Методическая литература:
Дыбина О.В. Что было до…: Игры и
путешествия в прошлое предметов/ М.ТЦ « Сфера», 2002.
Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988.
Евдокимова
Е. С. Технология проектирования в ДОУ М.: ТЦ» Сфера», 2006.
Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
Логинова, В.И.
Формирование представлений о труде взрослых / В.И.Логинова, Л.А. Мишарина //
Дошкольное воспитание.— 1978. — №10.
Мир детства.
Дошкольник. / Под ред. А. Г. Хрипковой. – М.: Педагогика, 1987.
Проектный метод в деятельности дошкольного
учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-
сост. Л.С. Киселёва. М.: АРТИ, 2003.
Сыпчеко Е.А. Инновационные педагогические технологии: Метод проектов в ДОУ/ СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»2012.
Комментариев нет:
Отправить комментарий